Истоки еврейского образования для женщин

7 марта 2024
Истоки еврейского образования для женщин

Перечисляя заповеди, возложенные на еврея, Рамбам писал: «11-я­­­­ заповедь – повеление изучать Тору и обучать ей других», об этом Его речение: «И повторяй их [слова Торы] своим сыновьям…» (Дварим, 6:7). Это повеление повторено в Торе несколько раз, указывая, что обучение должно быть направлено на «сыновей», то есть на мальчиков. Для выполнения этой заповеди еврей должен либо обучить своего сына сам, либо найти заменителя. Уже в древние времена появилась система «всеобщего образования», чтобы каждый еврейский мальчик мог получить базовые знания. А что же с еврейскими девочками?

Еврейская традиция хранит много примеров женщин, которые не просто хорошо изучили и Письменную, и Устную Тору, но даже давали «галахические консультации». Наиболее известна среди них Брурья, дочь рава Ханины бен Традиона и жена рава Меира. В Талмуде есть несколько историй о том, как она участвовала в спорах мудрецов и даже убеждала их в том, что Галаха соответствует именно ее мнению (см. Брахот, 10а).

В книге «Путешествие рабби Перахии из Регенсбурга» рассказывается, что у главы багдадской иешивы была только одна дочь, которую он обучил и Писанию, и Талмуду. Она обучала Талмуду студентов иешивы, оставаясь при этом в соседнем помещении. Таким образом, студенты не могли ее видеть, но слышали ее голос через окно.

Аналогичную историю рассказывает Махаршаль: по его словам, его мать, рабанит Мирьям, много лет преподавала в иешиве. Сидя за ширмой, она объясняла галаху самым способным ученикам

Однако, подобные примеры были лишь исключением, подтверждающим правило – подавляющее большинство еврейских женщин не получали серьезного образования. В большей части общин не было даже начальных школ для девочек. Поэтому девочки учились дома, их обучали только чтению и практическим законам, которые они должны соблюдать.

Соблюдение заповедей было для евреев самоочевидным, ведь чтобы быть религиозным, достаточно было копировать поведение родителей, родственников и окружения. Но в западных странах появилось всеобщее образование и для мальчиков и для девочек, а родители стали вынуждены отдавать своих дочерей в государственные гимназии, где их, естественно, учили чему угодно, кроме Торы и еврейских ценностей.

В этих условиях традиционная система домашнего образования уже не могла защитить еврейских женщин от ассимиляции. Возникла насущная необходимость давать женщинам систематическое еврейское образование, которое могла дать только настоящая ортодоксальная школа.

Переворот в этой области обычно связывают с именем Сары Шнирер, создавшей после первой мировой войны первую систему ортодоксальных школ для девочек «Бейт Яаков» в Польше.
Истоки еврейского образования для женщин

Понимая, что столь радикальное нововведение немыслимо осуществить без благословения ведущих галахических авторитетов, Шнирер обратилась за поддержкой к нескольким известным раввинам и хасидским лидерам. К этому моменту они также осознали, что в изменившейся ситуации старые методы уже не работают, а потому всецело поддержали инициативу Шнирер.

Первая школа системы «Бейт Яаков» открылась в Кракове в 1918 году. Помимо общеобразовательных предметов и практической Галахи, в программу школ «Бейт Яаков» вошло Пятикнижие с комментариями Раши и р. Гирша, отрывки из книг Пророков, а также этический трактат Мишны «Поучения отцов».

К 1935 году система «Бейт Яаков» включала уже 200 школ, в которых училось более 25 тыс. еврейских девочек, а к началу второй мировой войны число учениц удвоилось, достигнув 50 тыс.

Расширить свои знания в области еврейской культуры и традиций можно в рамках онлайн-курса «Уроки Торы на одной ноге». На занятиях мы читаем и обсуждаем недельные главы Торы, задаем вопросы и ведем дискуссии. Автор — специалист по еврейскому образованию Гилеля Кирилл Сахманов. Уроки проходят каждое воскресенье в 20:00 по Москве, и присоединиться к ним можно в любой момент: 
https://hillel.ru/events/uroki-tory-na-odnoy-noge-kniga-shmot-2023/